Бессмертная опера Верди
Даже те, кто никогда не был в опере, знают о таком композиторе как Джузеппе Верди. Многие скорее всего слышали его музыку, но не в курсе, кто её автор. Музыку Верди называют чувственной, такой, словно сама Музыка играет весь спектакль. Пожалуй, лучше всего это ощущение возникает на “Набукко“ в исполнении солистов Metropolitan Opera (Meт). Эту оперу на днях можно было посмотреть в кинотеатре “Родина“ благодаря проекту TheatreHD. По словам дирижёра оперы Джеймса Ливайна, когда слушаешь эту оперу, то словно слышишь все шедевры Верди, все отсылки к тому, что он уже создал и ещё создаст.
По словам самого композитора, именно с этой оперы и началась его “настоящая деятельность в искусстве“.
Но критики не дремали: современник автора – немецкий композитор Отто Николаи, говорил, что Верди “пишет как глупец и совершенно не профессионален технически, он, должно быть, имеет сердце осла и, по-моему, это жалкий, отвратительный композитор“. Однако в 1842 году в миланском “Ла Скала“ премьера “Набукко“была принята публикой с восторгом.
Опера основана на библейском сюжете о Навуходоносоре (он же Набукко) и гонении евреев. Сюжет строится на конфликте между двумя народами и показан через семью Набукко, а именно через его дочерей: Фенену и незаконнорожденную Абигайль. Вся сюжетная линия будто строится на страхе и ощущении приближения катастрофы. Это своеобразный нерв спектакля, который двигает его сюжет.
“Набукко“ в исполнении солистов Метрополитен Опера – это живое грандиозное действо.
Тот случай, когда декорации поражают, техническое оснащение всецело работает на восприятие спектакля, а голоса исполнителей легко ложатся на слух. Перед зрителем разворачиваются масштабные сцены, где каждый участник – даже если он в массовке – отыгрывает свою роль со всей честностью и страстью.
Хор в этой опере раскрывает весь свой потенциал и отвечает за динамику спектакля.
Некоторые в свое время эту оперу обвиняли в наличии маршеобразного ритма и грубоватой мелодики, но если рассматривать эти составляюшие в контексте всего действа, то можно увидеть, что они удачно подчёркивают образ главного героя. Современник Верди композитор Бизе, слыша упрёки в адрес свего коллеги, что Верди делает свои произведения из золота и грязи, что они не изысканы, горячо восклицал: “Изысканно? А Микеланджело, Гомер, Данте, Шекспир, Бетховен, Сервантес, Рабле разве изысканны?“. “Набукко“ – одна из лучших опер в мире. Её динамика держит в постоянном напряжении, а партии в исполнении солистов Метрополитен-Опера – это вверх мастерства.
Если вы не слышали солистов Мет – вы не знаете, что такое вокал.
Возможно, неискушенному зрителю может показаться, что прослушивание оперы – нелегкое занятие…но в случае с Мет этот процесс облегчается, поскольку первоклассное исполнение, отточенная режиссура и роскошные декорации делают оперу яркой и живой, и до этого уровня подачи многим театрам мира едва ли когда-нибудь дотянуться.