Бармен, “Пену дней”, пожалуйста!

Бармен, “Пену дней”, пожалуйста!

Есть такие авторы и такие книги, которые способны оказать мощное эмоциональное влияние на читателя. Для меня одним из таких ключевых фигур является французский писатель Борис Виан и его сюрреалистический роман “Пена дней”.

Виан – конструктор инакомирья, его “Пена дней” – гибридный иррациональный мир, сочетание гротеска и изящества, пародии и реальности, трагедии и иронии.

В центре действия – молодые люди, благополучные и беспечные. Они как семена, падающие в гнилую землю, – мир, полный пороков, – обречены погибнуть. Первая половина книги раскрывает их персонажи, вторая – разрушает  и уничтожает. “Пена дней” – это умная, злая, страшная насмешка Виана. В его мире нет надежды. Перед нами коктейль из безумия и красоты. Смейся, восхищайся, рыдай! Реальность настигнет каждого!

…История эта совершенно истинна, поскольку я её выдумал от начала и до конца… (с) Б. Виан

Когда стало известно, что французский режиссёр Мишель Гондри взялся экранизировать роман, приятель-киноман, помню, удивлённо воскликнул: “Как это можно снимать?!”. Есть книги, по которым, чтобы снять фильм, надо быть сумасшедшим или наркоманом, и “Пена дней” – одна из них!”

Как оказалось,  для этого  достаточно быть Мишелем Гондри.

Вспоминая ранние неординарные по форме киноэкзерсисы режиссёра, например, фильм “Наука сна”, можно было смело ожидать, что он справится с этой задачей. В этом деле разве что чешский безумец от кино – Ян Шванкмайер, мог бы посоперничать со своим французским коллегой, вот только конечный продукт у чеха, вероятно, оказался бы в разы трешовее и безумнее. Ян из Злата Праги не стал бы, я думаю, особо церемониться с французской вазой из филигранного стекла под названием “Пена дней”, что меня, как большого поклонника романа, например, крайне бы не устроило.

К слову, в 1968 году французы уже экранизировали “Пену дней” Виана, но результат оказался провальным. Так что М. Гондри было вдвойне необходимо не упасть в грязь лицом.

В этом фильме он использует те же методы подачи материала, что и в своей “Науке сна”: смешивает реальность и ирреальность, возводя абсурдные конструкции с помощью комбинированных съёмок, кукольной анимации и прочих визуальных неожиданностей, которые в течение всего фильма появляются со скоростью пулемётной очереди. Ближе к финалу повествование так и вовсе превращается в невнятный поток сознания режиссера. Если упустить этот момент, то экранизацию можно назвать удачной, потому как все основные детали книги Гондри передал кропотливо и в точности. Кроме того он привнёс в фильм свою зарисовку на тему “Внутри головы Виана”: время от времени показывая нам странных увлечённых людей за конвейером пишущих машинок, из-под пальцев которых выходит на бумаге вся эта история, которую мы параллельно видим на экране.
В фильме интересные актёры: Ромен Дюрис, Одри Тоту, Омар Си. Режиссёр нашёл роль и для себя, преобразившись в доктора Потрошиша (в книге – доктор д’Эрьмо).

“Пена дней” – это  чемодан, внутри которого обнаруживается огромный мир, построенный с помощью фантазии и воображения, а в его центре разворачивается трогательная история любви Колина и Хлои.

Здесь вы можете увидеть танцы на потолке, угря, выползающего из водопроводного крана, рычащие ботинки, солнце, живущее в коридоре квартиры, смертоносное приспособление – сердцедёр и многое другое.

У неподготовленного зрителя это кино, вероятнее всего, вызовет стойкое неприятие, прожжённым прагматикам и вовсе вход воспрещён, а всем остальным – “Пену дней”, бармен! Насладитесь обаянием настоящего французского кино.

собака

Ева Крестовиц

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.