Кто мы? Семь девушек! Чего мы хотим?..

Кто мы? Семь девушек! Чего мы хотим?..

27 ноября в ГКЗ “Башкортостан“ состоялась премьера хореографического спектакля “Семь звёзд“, поставленного по мотивам башкирской легенды о семи девушках. Постановщики хотели сделать синтез разных направлений искусства, что в целом и получилось. Песочная анимация Халила Валеева, вокал Альбины Файзуллиной и музыка, представленная тремя жанрами. В основе спектакля лежит произведение композитора Виринеи Белоусовой, к которому прибавили электронную музыку и инструменты этно-группы “Йатаган“. Таким образом музыкой в спектакле подчёркивались определённые детали хореографической постановки. Например, когда в начале героини существуют в некой замкнутой, ограниченной системе преобладает электроника, что создаёт ощущение клетки, плена.

Виринея также является инициатором проекта, на постановку которого получила грант на Всероссийском молодежном образовательном форуме “Таврида-2017“.

За танец в “Семь звёзд“ отвечали Александр Родионов – руководитель театра танца “Ренессанс“ и Ольга Даукаева – руководитель мастерской “МеЖдуТанцем“. Возможно, это тоже хорошо, когда на протяжении всей постановки одна танцевальная лексика не будет вызывать ощущение “одной ноты“, которая длится и длится. В спектакле минималистичная сценография. Стулья и верёвки, робы стального цвета, которые стоят на заднем фоне. Кажется, что на переднем плане горы, а на заднем – юрты. Девушки лежат на стульях, постепенно оживают, и их движения дёрганные. Каждый жест подчинён определённой системе, будто у них есть только то, что они должны делать, только функция и ничего больше.

На сцене – современные семь девушек, но у них та же проблема, что и у героинь легенды – они в плену.

Неожиданно одна из них неожиданно начинает петь. И здесь к спектаклю возникает первый вопрос – что произошло с девушкой, что она начала петь? Да, театральное искусство условно, танцтеатр тем более, но у всего есть причина, мотивация, исходное событие, которое приводит к развитию персонажа и сюжета. Здесь же вокал возникает из ниоткуда, но служит причиной перемен в персонажах. Песня звучит на башкирском языке, и её смысла я не знаю. И это не так важно, потому что именно после этого все остальные девушки начинают преображаться.

По сути на протяжении всего спектакля героини вспоминают самих себя. Как будто есть семь девушек сейчас, которые вспомнили, что когда-то они были девушками из легенды. Последние не захотели стоять на коленях и стали частью неба. Отказались жить в плену, потому что хотели быть свободными. Героини в финале, как мне кажется, не бросаются в воду. Их действия сделали их свободными, они засияли как личности, и это выражено в спектакле метафорой отражения звёзд на небе. Плеяды – это не только скопление звёзд, но и выдающиеся люди своего времени.

Эти девушки, которые отказались от своего бремени, которое навязала им Система и стали собой. Теми, кем они себя чувствуют. И мир отступил, а они стали сиять над нами.

В спектакле не прослеживается сюжет знаменитой легенды. Да он и не нужен, ведь это не иллюстрация истории, которую и так все знают. Постановщики раскрывали суть семи девушек, показали их души. И когда в спектакле выделяются соло, это не одна из героинь танцует. Она выражает за всех их общие чувства и порывы. В спектакле ярко выражены два соло – Ренаты Крицкой и Зарины Кинзиной. Первое соло ассоциируется с водой, жизнью, природой. Через этот танец нам раскрывается сторона женщины, которая даёт жизнь, ресурсы, силы жить дальше. Второе соло от Зарины Кинзиной –  сильное, боевое, рассказывающее о женщине, которая будет бороться за себя, свою свободу и душу. За своё право быть собой, какой она себя видит и чувствует.

И, пожалуй, это один из основных посылов спектакля – свободен тот, кто действует.

Часто спектакли танцтеатра строятся на ассоциациях, метафорах и практически не обозначают сюжет. Нельзя сказать, что это плохо или хорошо. Это нормально. Современный театр хочет быть понятным, и не через иллюстративность, а через поэтику, метафоричность, символы. И здесь, безусловно, надо самому связывать одно с другим и не ждать, что всё станет понятно в один момент. Пазл виден целиком когда сложен, спектакль даёт детали, которые сложить надо зрителю. Конечно, хорошо бы, чтобы постановщики дали все пазлы для картины, а главное, чтобы детали были правильными. В этом плане к спектаклю “Семь звёзд“ есть вопросы по части образов. Не всегда понятно, что с персонажами происходит и почему? Мы знаем легенду, и потому следим за их общим эмоциональным и душевным фоном. Но спектакль был бы глубже, проработай постановщики детали относительно действий на сцене.

В последнем абзаце обычно подводят итог и формулируют финальный посыл спектакля и статьи в целом. Здесь этого не будет, потому что постановка “Семь звёзд“ только рождается.

После голоса солистки в спектакле остальные девушки пробудились, ожили и начали жить. Премьера спектакля – его начало, первый звук. И над материалом ещё предстоит работать именно в плане раскрытия всей истории.

Фото: Валерий Шахов

Сергей Першин