Голоса из глубинки

Голоса из глубинки

Вечера на этой неделе выдались театральные: в понедельник “Анна Франк в Русдраме, во вторник поволонтёрила немного в TheatreHD, а в среду побывала на выпускном спектакле “Наши“ студенток театрального факультета Уфимского государственного института искусств. У девушек есть группа во Вконтакте под названием Студия “Римаши“. Название, если не ошибаюсь, отсылает к имени режиссёра, педагога института искусств Римы Харисовой, которая режиссирует их спектакли. Некоторые свои работы ребята не раз показывали на сцене проекта the ТЕАТР. Про спектакль “Главное“ Римы Талгатовны и девушек из Римаши“ мы в “Собака Павла“ как-то уже писали.

“Наши“   это тоже документальный спектакль в жанре вербатим.

В спектакле звучат монологи и диалоги реально существующих людей, с которыми общались актрисы, чтобы после, на сцене, попытаться ими стать. И что самое главное донести до зрителя переживания человека и то эмоциональное состояние, в котором он был в момент своего рассказа.  “Наши“ это несколько миниатюр на башкирском и русском языках, в основе сюжетов которых лежат реальные судьбы башкирских женщин жительниц зауральских районов Башкортостана. В 2016 году Центром драматургии и режиссуры РБ была организована целая театрально-фольклорная экспедиция “Замандаш“ по сбору материалов для театральных постановок.

Пишут, что её участники в течение недели изучили 11 деревень, где общались с жителями и записывали их истории.

Выбор такого названия для спектакля, его создатели поясняют так: “Наши“ это ближайшие родственники, пусть даже и не по крови, которые знают про тебя всё и принимают тебя со всеми твоими достоинствами и недостатками. “Наши“ это и те, кто не боится быть совершенно открытым перед тобой. “Наши“ это территория абсолютной свободы и доверия“. Я примерно знала о чём будет этот спектакль, но когда услышала в нём такие слова, как “Аскарово“, “Осҡон“, “Станция Урал-Тау“, на душе потеплело, потому что это всё родное, и относится к моёму любимому Абзелиловскому району родине матери. “Наши“ начались с юмористического музыкального номера, так что подруга успела огорчиться, что будет комедия. Но как бы не так. Жанровый диапазон спектакля “Наши“ широкий: от комедии до драмы и трагедии.

И главное здесь затронуты важные темы: стигматизация, одиночество стариков, домашнее насилие.

Одна из героинь рассказывает, что после того, как работая у станка, потеряла руку, люди от неё стали шарахаться, никто не хотел с ней общаться.  Другую героиню выгнали из дома дети, потому что пожилая женщина стала для них обузой. У третьей племянницу до смерти забил муж. При том, что женщина сама настояла на замужестве забеременевшей девушки, потому что женщине с ребёнком без мужа нельзя. Да, были триггерные темы, от которых леденела кровь. В то же время это не только истории тяжелой жизни и несчастий, это истории про стойкость этих женщин, силу духа, мотивацию, способность идти вперёд несмотря ни что, заниматься творчеством, даже сев в инвалидную коляску. Молодые актрисы Адель Валиуллина, Гюлли Абдисова, Анастасия Мажирина, Салима Султангареева, Гульчачак Зарипова мастерски перевоплощались в бабушек. И всё это очень впечатляло.

По словам Римы Харисовой, актрисы в этом спектакле максимально обнулены, внутренне чисты и безотносительны в отношении тех, о ком они говорят со сцены.

Немного обломались те, кто шёл на спектакль, не зная, что большая его часть будет на башкирском языке. Они, как мне кажется, многие пропустили. Конечно, зрителям давали описание сцен на экране, но это были общие слова, а не перевод реплик. Странно, что на афише этот момент  не был прописан. К сожалению, этот спектакль актрисы из “Римаши“ сыграли в завершающий раз, а  жаль. Я бы хотела, чтобы его увидело ещё больше людей. Но как там у Маркеса… “Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было“? А этих прекрасных актрис мы ещё надеюсь увидим в других спектаклях, и не раз.

Фото: из сообщества Студия “Римаши“ во Вконтакте.

Ева Айсын