Та, что всегда будет против
Премьера нынешнего театрального сезона в Башкирском академическом театре драмы им. М.Гафури – спектакль “Антигона“, поставленный режиссёром Фаридом Бикчантаевым, оказался интересным вдвойне: не только сам по себе, но и из-за спора, который возник вокруг него, но о нём позже.
Французский драматург Жан Ануй написал пьесу “Антигона“ по одноимённой трагедии Софокла: дочь покойного царя Эдипа Антигона считает своим долгом похоронить тело мятежного брата Полиника, которое брошено на всеобщее обозрение нынешним правителем Фив – её родным дядей Креоном. Несколько попыток Антигоны засыпать землей тело брата пресекаются стражниками. Удивленный Креон пытается понять, для чего племянница осознанно обрекает себя на смерть, ведь “всякий, кто осмелится предать тело Полиника земле, будет казнён“ – гласит закон, подписанный им.
На первый взгляд, конфликт спектакля держится на противостоянии Антигоны и Креона, олицетворяющих: одна верность долгу и нравственность, другой – принципиальность и законность. Но по мере развития сюжета становится ясно, что главная героиня, антагонизм которой проистекает из имени (Антигона – та, что против), противопоставлена всем персонажам трагедии – даже тем, кто пытается уберечь её от рокового шага: сестру Исмену, жениха Гемона и кормилицу.
Одна из замечательных особенностей этого спектакля в том, что здесь есть герой выведенный за ткань сюжетной линии – рассказчик Хор в исполнении Алмаса Амирова. Хор наблюдает за трагедией, сидя высоко на лесах, и время от времени обращается как к зрителям, так и к героям спектакля, являясь посредником между ними. Такой ход превращает происходящее на сцене в театральный перфоманс, особая сила которого в том, что есть наблюдатель, “считывающий“ его для зрителя. “В трагедии всё известно заранее и нет никакой надежды на спасение. В сущности ведь никто не виноват. Борьба ведется бескорыстно. Это для царей!“, – говорит Хор зрителям почти с восхищением.
Лилия Галина, знакомая по спектаклю “Черноликие“, отлично справилась с ролью Антигоны. Мятежный подросток в одежде в стиле бохо – новый образ героини древнегреческой трагедии. Олег Ханов хорош в роли тирана-правителя так же, как в недавнем “Ричарде III“. Но, в отличие от шекспировского героя, Креон – злодей неоднозначный, вызывающий понимание и сочувствие, ведь он просто делает своё дело, он добросовестный правитель и должен исполнять свои законы. Сценическое пространство спектакля напоминает лофт: на сцене строительные леса, накрытая полиэтиленом мебель, кирпичи и арматура. Если сценограф Альберт Нестеров хотел внести в постановку ощущение холода, заброшенности, временности всего и всех, то у него это прекрасно получилось.
Между верностью родственному долгу и жизнью Антигона выбирает первое, между своей племянницей и буквой закона Креон выбирает второе. Если его слова “Закон прежде всего существует для царских дочерей“ представить в этом спектакле ключевыми, то трагедия, показанная на сцене, хорошо обнажает трагедию иного рода – ту, что масштабе страны: в реалиях современности, где высокопоставленные члены общества, нарушая закон, остаются безнаказанными, только на сцене Башдрамтеатра в спектакле “Антигона“ закон действует даже на племянницу царя.
“Антигона“ – хороший спектакль.
А теперь самое интересное: некоторые окрестили постановку провальной по той простой причине, что она не собирает полные залы. И здесь можно сколько угодно пенять на слабую маркетинговую политику театра, утверждая, что спрос и предложение в данном случае сильно разминулись и “Антигона“ – не тот спектакль, на который среднестатический зритель Башдрама пойдет толпой, но… давайте не забывать, что плох тот театр, который работает лишь в угоду зрителю и прибыли, забывая, что главный показатель эффективности театра (по крайней мере уважающего себя) – его художественная составляющая. Проще говоря, если театр меня не просвещает, не воспитывает, не озадачивает, не даёт пищу для размышления, то зачем мне нужен такой театр? Да и театр ли это вообще? Поэтому на вопрос, что же такое “Антигона“ – успех или провал, я для себя ответила и всецело поддерживаю позицию Башдрамтеатра, сделавшего смелый и очень нужный всем нам шаг.