Страшная сказка Мартина Макдонаха

Страшная сказка Мартина Макдонаха

На прошлых выходных посмотрела спектакль the ТЕАТР “Человек-подушка“ уфимского режиссёра Руслана Абрарова по пьесе Мартина Макдонаха. Однажды хотела попасть на него в пермском театре “У Моста“, да не срослось. В Перми есть целый международный фестиваль имени этого ирландского драматурга, который проводится раз в два года, и куда разные театры привозят спектакли, поставленные по Макдонаху. 

В тот день я впервые попала в новую локацию the ТЕАТРа: теперь у него есть обособленное и более просторное место по адресу ул. Карла Маркса, 48/1. Это здание с издалека заметной вывеской и круглыми окнами с фиолетовой подсветкой. Два помещения на цокольном этаже – частный уфимский театр.

Перед началом спектакля сотрудница предупредила, что в нём будут тяжёлые сцены, мат и насилие, предлагая уйти, если кого-то такое “оскорбляет“.

Уж не знаю, как сцены насилия могут оскорбить. Но всё это прозвучало странно и пренебрежительно, учитывая, что люди уже заплатили деньги и сидят в зале.  Полминуты до начала – это слишком мало, чтобы взвесить все за/против, и решиться уйти. Тем более если люди проделали длинный путь из другого конца города или позвали кого-то с собой. Так что предупреждающий дисклеймер из уст сотрудницы прозвучал как формальность, а не как действительное желание подумать о комфорте своего зрителя и зрительницы. Что-то мне подсказывает, что подобную критически важную информацию нужно размещать заранее – в афишах и соцсетях. Я бы, например, очень не хотела, чтобы люди, пережившие полицейское или любое другое насилие, триггернулись от увиденного. Ретравматизация – это не шутка, а очень болезненная ситуация для человека. Показывать жизнь во всех ее проявлениях нужно и важно. Но не всем это бывает по силам смотреть. Давайте будет бережнее друг к другу.

Сцена, занавешенная полиэтиленовой плёнкой, ощущение тревожности, двое полицейских допрашивают подозреваемого – так начинается “Человек-подушка“.

В этой постановке много историй: одна из них разыгрывается перед нами, остальные – в нашем воображении: это страшные рассказы о детях, которые пишет писатель Катурян, а персонажи спектакля читают их со сцены. Каждый рассказ – целостное произведение. В какой-то момент мне стало казаться, что рассказы более интересны, чем основная история, но потом всё пришло в равновесие. В “Человек-подушка” задействованы четыре персонажа: писатель Катурян (Артём Самигуллин), его брат Михал (Мельсик Петросян) и двое полицейских (Владислав Нурисламов, Олег Кириллов). Актёры не всегда были убедительны,  нередко сбивались, но это – тот случай, когда мощное повествование, как локомотив, несёт постановку вперёд, так, что неблестящая актёрская игра ей не помеха.  

В “Человеке-подушка” одна локация – помещение полицейского участка в неназванном государстве. Пол комнату усыпан рассказами Катуряна, в них копаются двое следователей, которые расследуют убийства трёх детей.

Сначала кажется, что это спектакль про полицейское насилие в тоталитарном государстве, но во второй части история приобретает неожиданный поворот: насилие здесь – разнообразное. В свете непринятого до сих пор в России закона против домашнего насилия, на фоне насилия государства в сторону своих граждан_ок, выходящих на мирные шествия, история, показываемая на сцене, приобретает какую-то слишком ощутимую близость. От этого жутковато вдвойне. Не знаю, как вам, а мне нужны такие спектакли, которые не оторваны от реальности, а являются её отражением. И такие театры, которые могут смело браться за острые, злободневные, провокационные пьесы.

Театр, который может позволить себе быть актуальным, в Башкортостане один, насколько я знаю, и если он “выплывает“ только за счёт своей репертуарной и клиенториентированной привлекательности, то значит именно нам его нужно усиленно поддерживать. 

“Человек-подушка“ – это клубок хитросплетении, состоящий из страшных сказок, полицейского давления, ужасных преступлений, детских травм. История страшная и беспощадная, как жизнь, с фирменным чёрным юмором автора. Рекомендую, с учётом возможных TW.  Тем временем у меня в кармане билет на их премьеру “Запретные монологи V“. До встречи в зале!

Фото: из группы theТЕАТР во Вконтакте.

Айсын Гайса