“Как будто я села на поезд, но он никуда не идёт!“

“Как будто я села на поезд, но он никуда не идёт!“

Ах Астахова

Самодостаточная, выразительная и стилистически выверенная – такой мне увиделась поэтесса Ах Астахова, представшая недавно перед уфимскими поклонниками на сцене Башкирского государственного театра кукол. Изысканная урбанистическая нимфа с кошачьей пластичностью читала свои стихи, гендерно разделив их на два пространства – лирика мужская, лирика женская. В первом отделении поэтесса вышла на сцену в образе мужчины, во втором – облачилась в вечернее платье. Она перемежала свою стихотворную исповедь с монологами о зрелости, зримости, о своей несбывшейся мечте ранней юности – поступить в театральный. В связи с этим поблагодарила зрителей за данную ей возможность стоять на сцене и рассказывать стихами о себе.

“Ах, мила, ах, скромна“, – думалось мне, глядя на московскую диву, но стихи автора упорно не хотели соотноситься с междометием “ах“.  Что есть в стихах этого молодого, и, судя по полному залу, востребованного автора, и чего им недостаёт? Попробую ответить на эти вопросы.

Сидя в зале, неоднократно ловила себя на мысли, что слышать стихи Ах Астаховой гораздо органичнее, приятнее, нежели читать с экрана, “вкушать буквенно“. Блажь или каверза времени, но сегодня так часто при хорошей визуализации текстовое полотно оказывается сырым и пустотным. Так же и здесь: высокая степень авторской подачи Ах Астаховой диссонировала с содержанием материала. Чтение стихов сопровождалось музыкальным фоном, создаваемым джазовой пианисткой Алиной Кругликовой. Но вопреки аккомпанементу, вопреки чарующим обертонам голоса читающего, ему самому явно не хватает собственной природно-интуитивной музыкальности. Оттого не доставало в стихах той внутренней музыки, всегда идущей из самих строк, и живущей независимо от внешних факторов.

Стихи Ах Астаховой искренны, сотканы в традициях Эдуарда Асадова, Юрия Левитанского, – одним словом, выдержаны в стилистике любимых и признанных лириков. Одной из особенностей является неизменная назидательность в конце стихотворения. Так и хочется добавить, резюмируя некоторые стихи: “внимание: мораль!“. Только если у Асадова тематика разнополярная, идёт от детства к взрослению, от внешнеполитических междоусобиц к внутренним победам над собой, то у Ах Астаховой всё вращается исключительно вокруг личных переживаний.

Тексты просты, но не той простотой , которая ничего не требует. Не самоцельной.

Простота текстов пленяет лишь ситуативно. Темы завязаны на конкретных ситуациях из жизни главных героев и чересчур многословны по части передачи информации фактической. Здесь невольно выцеживается из закромов восприятия поэтические образы В. Полозковой. Но у Веры истории – целые миры, показанные гораздо красочнее и метафоричнее.  Астахова же практически не затрагивает надфактического. И впору смутиться от очевидной скудности метафор в стихотворениях, предсказуемости рифм.

Слушателя будто подводят к заветной тропе и предлагают пройти по ней, такой явной и ясной, что двигаться по заданной автором траектории просто скучно. Поэзия требует разгадки, приложения усилий и усердия слушающего.

В своей лирике Ах Астахова отчётливо и стремительно объясняет всё, будто оберегая читателя от умственно–интуитивной нагрузки. И последнему здесь просто нечего (до)разгадать, подбирая ключики к замкам.

Двери отворены. Ступай! Вот только ступать в стих уже не хочется. Разве что отступать.

Очевидно, такая “тропа“ востребована. Скорее всего к ним тяготеют девичьи сердца с присущей им сентиментальностью, ведь именно эта аудитория занимала большую часть зала. Да, возможно в определённые моменты жизни нам хочется именно мелодрамы. И здесь Ах Астахова точно попадает в цель, пролагая верный маршрут к тем самым девичьим сердцам своими рифмованными словесными миниатюрами с грустинкой, но с неизменно оптимистичным финалом. Видимо, бессознательно ощущая очевидную приверженность к мыльным операм, мы открещиваемся от их телевизионной ипостаси, и идём к другой – словесной, рифмовой. Ведь стихи, знаем мы, – область высокого! Вот только поэзия ли это? Или же не более, чем удачная стихотворная поделка?  Здесь каждый решает сам для себя. Моё же мнение неутешительно.

Фото на главной странице: Алёна Костромина.
Фото в тексте: из паблика Вк Ах Астаховой.

собака

Гера Столицына