Балет “Анюта“ в Башопере
Недавно смотрела балет “Анюта“ в нашем оперном театре. Либретто к этому балету написал советский сценарист А. Белинский по рассказу Чехова “Анна на шее“, а поставил его хореограф Владимир Васильев.
Вообще я впервые видела эпоху дореволюционной России в сюжете балетного спектакля, так что было необычно.
Изначально на советские экраны в 1982 году вышел телефильм-балет “Анюта“, имевший большой успех, как у нас и за рубежом, а позже он обрёл новую жизнь на сцене Большого театра и начал ставиться в регионах. В уфимском театре знаменитый хореограф воплотил своё творение почти 30 лет спустя – премьера “Анюты“ прошла в башопере в 2015 году, и теперь её, хоть и редко, можно увидеть в афишах этого театра.
“Анюта“ – история о бедности и замужества по расчёту.
Молодую Анну выдают замуж за человека в 3 раза старше её – чиновника Модеста Петровича. У Анны бедствующий отец и два малолетних брата, а муж-чиновник – скряга, так что семье помочь у Анны не получается. Захватив внимание более именитых сановников, она с головой уходит в развлечения, забыв про мужа и родственников. Модест не особо горюет, ведь свою заветную мечту за счёт Анны он осуществил – получил орден “Святой Анны“ на шею. Если помните чеховский рассказ, то он построен на каламбуре про Анну на шее, которая – и супруга, и орден.
Всё внимание в этом балете моментально захватывает персонаж Модест Петрович.
Этот немолодой чиновник с заметным брюшком смотрится весьма комично, в то же время виртуозное исполнение этой партии Андреем Брынцевым просто влюбляет в себя. Этот персонаж, лебезящий перед вышестоящими и тиранствующий нижестоящих, со всем его раболепием перед вещами, вызывает не омерзение, что было бы логично, а какое-то чувство досады и вселенской грусти. Кроме очаровательной партии Брынцева, я бы выделила отдельным пунктом в этом спектакле костюмы и сценографию Виктора Вольского, создающие на сцене атмосферу конца 19 века, и чудную музыку советского композитора Валерия Гаврилина, которая ещё долго не оставляла меня после окончания представления. Всё это и побудило пойти на этот балет во второй раз (впервые видела его 4 года назад).
От “Анюты“ у меня остались тёплые чувства, может и вам зайдёт.
Кстати, недавно в СМИ была новость, что Башкирскому театру оперы и балета хотят присвоить имя Рудольфа Нуреева, в связи с этим Глава республики изображал в инстаграме демократию и устроил опрос среди жителей республики. По данным proufu.ru в опросе приняли участие свыше 10 тысяч человек, из которых 78,3% проголосовавших высказались за присвоение имени, а 21,6% – против. И это хорошая тенденция, вангую, что в инсте в основном обитает молодёжь, которая, в отличие от старшего поколения, не руководствуется предрассудками типа “он же перебежчик“ или “он же гомосексуал“. Так что ждём присвоения театру имени великого Руди. Про то, как у нас ставят спектакль про Нуреева, можете почитать здесь. А про недавно вышедшую крутую британскую документалку про него – здесь.
Фото: bashopera.