Абьюз нового уровня

Абьюз нового уровня

На экраны кинотеатров вышел фильм “Человек-невидимка“ от режиссёра Ли Уоннелла, ранее известного как сценарист таких замечательных хорроров как “Пила“ и “Астрал“, а позже снявшего боди-хоррор “Апгрейд“. Так что на новое кино я шла с определённым кредитом доверия к его создателю, и он его оправдал.

Уоннелл, написавший сценарий к “Человеку-невидимке“, показал известную историю с другой стороны.

Насколько я помню, персонаж одноимённого произведения Герберта Уэллса учёный-социопат Джек Гриффин вызывал моё сочувствие, будучи невидимым изгоем, закончившим жизнь трагически. В новом “Человеке-невидимке“ вектор конфликта повёрнут на 180 градусов: в центре сюжета – Сесилия (Элизабет Мосс), девушка гениального изобретателя и миллионера Эдриана Гриффина, которая подвергается с его стороны насилию.

Но после её побега из поместья абьюзера и самоубийства последнего, ужас в её жизни не прекращается.

Для США, где женщины добились того, что их “невидимые“ проблемы стали обсуждаться и решаться, а виновники стали получать наказание, сюжет “Человека-невидимки“ – продолжение эпохи #metoo. В Росссии, где большинство людей не в курсе масштабов гендерного насилия, не понимает его системность и выступает против закона о домашнем насилии фильм Уоннела рискует остаться хоррором про частный случай одной женщины, которой “просто не повезло“, которая “была невнимательна при выборе партнёра“ и много чего ещё, что она делала “не так“. Но, к счастью, и у нас тема абьюза, хоть и не масштабно, но поднимается: например, одна из лекций недавнего ФемБайрама в Уфе была посвящена теме психологического насилия, а в сети можно найти немало статей, объясняющих, что абьюз – это системная проблема, которой подвержены представители и представительницы уязвимых групп (женщины, дети, пожилые люди, люди с инвалидностью и т.д.).

Мне показалось метафоричным, что до конца фильма мы не видим лица Эдриана Гриффина.

Неважно, какое лицо будет иметь тот, кто обладая властью, будет проявлять насилие к ближнему. Имя тебе – легион. Ключевые слова главной героини: “Пока он жив, мне никто не поможет“, могла бы сказать Маргарита Грачёва, Анастасия Ещенко, сёстры Хачатурян, Ирина Макеева и тысячи других женщин, которых мы не знаем, но которые живут в бесконечном ужасе, ставшем обыденностью, ощущая одиночество и бессилие, и вынуждены молча терпеть вред, причиняемые их здоровью и психике, которые им вряд ли когда-то удастся восстановить, даже если они спасутся, а кого-то просто забивают до смерти. В фильме Сесилии удаётся сбежать, у неё есть поддержка близких и есть где укрыться.

Самое важное в хорроре – атмосфера.

“Человек-невидимка“ с первых кадров погружает нас в холод и отчуждённость через желтовато-серую муть картинки. Есть тот, кто выключает тебе свет и стирает все цвета, превращая твою жизнь в тускло-грязную полосу безысходности. Такой фильм определёно бы проиграл, будь он менее динамичным. Но “Человек-невидимка“ не даёт заскучать и нигде не провисает. И ты с любопытством ждёшь, куда дальше повернёт сюжет. В качестве наглядного пособия, здесь можно увидеть весь букет психологического насилия, совершаемый абьюзером – обвинение жертвы, изоляция от подруг и близких, контроль над её жизнью и мыслями, запугивание, физическое насилие, газлайтинг. Социальный капитал мужчин в нашем обществе так велик, что женщин, если и слышат, то им не верят. Тем более, если насильник невидим, и про его существование знаешь только ты.

“Надеюсь, бывший до такого не додумается“, – сказала подруга, имея в виду своего экс-абьюзера, который её сейчас сталкерит.

“Человек-невидимка“ на 2 часа я погрузил меня в атмосферу страха и отчаяния, в котором годами живут женщины, подвергающиеся абьюзу. Я переживала за героиню, вжималась в кресло, закрывала лицо руками…. это кино может быть триггерным для тех, кто испытывала на себе подобное, остальным – рекомендую, тема актуальная, особенно в нашей стране, где законной защиты от абьюза нет, власть в руках мужчин и спасение женщин – дело рук самих женщин. А значит остаётся только вооружаться информацией, бдить, профилактировать, и не пропустить тот момент, когда кому-то из подруг или знакомых понадобится рука помощи. В финале я была вознаграждена хэппи-эндом в жизни героини. Отличная роль Элизабет Мосс. Must see.

Ева Крестовиц