Иногда они возвращаются…

Иногда они возвращаются…

Уфимский проект the ТЕАТР в прошлом году поставил 5 спектаклей, и ни один из них, как выяснилось, я не видела. Нет, я ходила на показы этого театра в прошлом году, но не на эти премьеры, а на ранние их спектакли. Поэтому в новом году твёрдо решила увидеть если не все 5 прошлогодних премьерных работ, то хотя бы большую их часть. Начала со спектакля “Саша, вынеси мусор“, поставленного на площадке the ТЕАТР Римой Харисовой по пьесу украинской драматургини Натальи Ворожбит.

Саша (Владимир Шошин), некогда полковник украинской армии, умер от сердечной недостаточности в ванной и теперь наблюдает со стороны как его вдова Катя (Инна Швецова) и падчерица Оксана (Тамара Адамова), плача и причитая, готовят угощение для поминок. По воспоминаниям двух женщин зрители узнают, что у Кати и Саши были токсичные созависимые отношения, выросшие на взаимной неудовлетворенностью жизнью и друг другом: желчь, пассивная агрессия, манипуляции. “Сначала пил десять лет, потом был злой“, говорит о своём супруге Катя. Саша работал физруком в академии, не соотвествовал патриархальному императиву «мужчина добытчик«, часто пил: вояка, не нашедший вкус в мирной жизни и страдающий от своей профессиональной “ненужности“. Жена была вынуждена тащить всю семью на себе, крутилась как могла, держала две продуктовые палатки. Лучшие воспоминания Кати о совместной жизни с мужем остались далеко в молодости.

Действие спектакля разворачивается в период гражданской войны на Донбассе в 2014 году, и пьесу Натальи Ворожбит можно назвать антивоенной.

Война здесь представлена как фон, как данность, требующая в свою топку человеческий материал, и эту мысль Ворожбит во второй половине спектакля доводит до комического абсурда, сделав мистический поворот в повествовании. Дочь Оксана, которая “вечно на сносях“, невзирая на тяготы тяжелого времени и находясь в эпицентре военных действий, предстала передо мной неким воплощением Матери-Земли, цель которой  восполнять потери человекоресурсов, созидать.

Нехватку умершего Саши в их жизни две женщины особенно остро ощущают при виде полного мусорного ведра.

Мусор обычно выносил Саша – теперь некому. И в этом кроется большая ирония, говорящая открытым текстом, что вся помощь среднестатистического мужчины в быту сводится к периодическому выносу мусора, в то время как женщины, приходя с работы, каждодневно готовят, моют, чистят, убирают. В этом плане “Саша, вынеси мусор“ всецело держится на гендерных стереотипах: женщины обслуживают и рожают, а мужчины живут в “ожидании войны“. Как в анекдоте: “вдруг война, а я уставший“.

Декорации, реквизиты и одежды героинь выполнены в белом цвете, главный герой Саша одет в повседневную одежду. Цветовая сегрегация как будто подчёркивает адроцентричность спектакля, где женщины являются лишь фоном для главного героя.

По прошествии года негативные мысли о муже редеют, и всё чаще Катя вспоминает Сашу с хорошей стороны, а однажды и вовсе искренне выдает: “Вот это был мужчина!“. При жизни людей мы, как правило, мало замечаем хорошего, а проговаривать и решать проблемы в отношениях не научены, копим груз неудовлетворенностей, выдавая желчь порциями, и самое главное почему-то называем всё это любовью. Подобное хорошо показано в другом в спектакле the ТЕАТР “Солнечная линия“.

И эта модель отношений красноречиво показывает, что изжила себя, что пришло время учиться выстраивать совершенно новые модели поведения и создавать новые инструменты взаимодействия с людьми.

Во второй половине повествование выворачивает в другую плоскость и получает резкий  комическо-мистический поворот: Саша хочет вернуться, и для этого ему нужно разрешение родных. Драматизм ситуации, показанный через иронию и юмор, выглядит не менее эффектно и выгодно, чем если бы были использованы другие средства выражения. Но мотивы желания главного героя и его боевых товарищей не оставляют иллюзий: они хотят воскреснуть, чтобы убивать, и чтобы самим умереть героями. Милитаристская маскулинность во все века подстёгивалась плёткой патриотизма. И женщины в финале делают единственно правильный выбор.

Фото: из instagram the ТЕАТР.
Гифка: группа “Гифки смерти“ во Вконтакте.

Ева Айсын