Многоликий Джеймс МакЭвой

Американский режиссёр индийского происхождения М. Найт Шьямалан работает в основном в нише малобюджетного жанрового кино. Его фильмы держат интерес зрителя за счёт интригующего сюжета и неожиданной, иногда шокирующей, концовки.

Самым кассовым в этом смысле оказалось его “Шестое чувство“.

Попытки снять блокбастер у Шьямалана оказывались неудачными, если вспомнить его “Повелителя стихий“ и “После нашей эры“. Поэтому в последнее время режиссёр снова вернулся к малобюджетным фильмам “камерного“ формата: после удачного “Визита“ последовал “Сплит“, который вышел в прокат на этой неделе. Что нужно Шьямалану, чтобы сделать интересный кассовый фильм? Интересная тема, динамика, простой сюжет (дабы зритель, как, например, после “Прибытия“, не вышел зевая), хороший популярный актёр, саспенсы, где надо, и резкие сюжетные повороты, так называемые plot twist, которые уже стали для этого режиссёра традиционными.

Тема расщепления личности и множественных ипостасей широко известна благодаря американцу Билли Миллигану, жившему с диагнозом “множественная личность“ и умершему не так давно.

В 80-х Дэниел Киз написал о нём книгу “Таинственная история Билли Милигана“.

Из истории этого уникального человека и растут, собственно, ноги у всех фильмов про множественные личности типа “Идентификации“, “Внутри“ и вот, собственно, и у “Сплита“. Но если в двух вышеупомянутых фильмах каждую личность играл отдельный актёр и только в финале зритель узнавал, что они – альтер эго одного человека, то в “Сплите“ зрителю с самого начала известно, какой у главного героя диагноз, и все его ипостаси воплощает один актёр.

Замечательный Джеймс МакЭвой в “Сплите“ виртуозно превращается то в выдержанного педанта Денниса, то в чопорную Патрисию, то в девятилетнего Хедвика.

Вероятно, режиссёр обратил внимание на МакЭвоя после фильма “Грязь“, где его герой – полицейский-психопат отлично перевоплощался в женщину.

сплит

“Сплит“ начинается бодро и зловеще: молодой человек среди бела дня похищает трёх школьниц с парковки торгового центра, среди которых оказывается Кейси – девочка с трагическо-девиантным прошлым. Параллельно идёт сюжетная линия, где к доктору Карен наведывается её пациент Барри. Карен понимает важность изучения людей с диагнозом “множественная личность“, и всячески поддерживает и опекает своего пациента. Барри – это одна из личностей Кевина Крамба, человека, который был психически травмирован в детстве. И как можно предположить по разговорам доктора и пациента, путем совместной работы они добились того, чтобы активировалась и главенствовала положительная экстраверсивная личность Кевина – Барри. И вроде бы всё хорошо, но наблюдательная Карен замечает изменения в поведении молодого человека и начинает подозревать, что перед ней не Барри, а другая ипостась Кевина. А дальше нетрудно догадаться, что по ходу фильма остальные личности Кевина, желающие “выйти на свет“, начинают придумывать разные ухищрения, чтобы доминировать; начинают перетягивать “свет“ на себя, дабы взять правление телом в свои руки и защитить их “носителя“ Кевина Крамба.

Самое интересное в этой истории – напоминание нам об огромных, пока что малоизученных, возможностях человеческого мозга: ведь удивительно, что каждая из личностей имеет собственную память, предпочтения и особенности поведения. Если вспомнить Миллигана, то у 24 его альтер-личностей было 24 разных коэффициента интеллекта. В “Сплите“ Патрисия более сахарным диабетом, в то время как у других альтер эго Кевина такой болезни нет. Шьямалан вольно допускает мысль, что множественные личности могут отличать не только по фенотипу, но и генотипу?

“Сплит“ – увлекательный динамичный триллер, где зерно саспенса Шьямалан сеет уже в самом начале: можно проследить как зловещая атмосфера фильма постепенно нарастает, накаляется, чтобы ближе к концу особо впечатлительные, как я, вжимались в кресло от жутких сцен. И судя по некоторым моментам в фильме и по его концовке режиссёр подготовил почву для сиквела, а может даже не одного. Так что остаётся только набраться терпения, чтобы узнать: сколько ещё нужно будет режиссёру снять фильмов, чтобы познакомить нас со всеми личностями Кевина.

В финале “Сплита“ есть неожиданная отсылка к “Неуязвимому“, которая уже натолкнула некоторых киноманов на мысль, что Найт Шьямалан создаёт свою Вселенную выдуманных персонажей. Ну, посмотрим. Буду ждать продолжения этой истории.

Фото: kinopoisk.ru

Sobaka Pavla