Фестиваль уличных театров “Айда Фест“

Фестиваль уличных театров “Айда Фест“

В Уфе случилось грандиозное событие: отгремел Айда Фест фестиваль уличных театров, организованный уфимский театром в гриме De Bufo. Подобное мероприятие в нашем городе проходит не первый раз, но такое масштабное – впервые: на Айда Фесте, ни много, ни мало, представления шли параллельно на трех площадках в течение двух дней. Были заявлены коллективы из разных городов, в том числе один выступающий приехал из Израиля. Последний факт даёт основание окрестить фест международным, что я и слышала периодически от ведущих феста. В общем, организаторы дерзнули, рискнули и, замахнувшись на такую высоту, взяли её. И это восхищает так, что у меня возникла мысль сделать интервью с de Bufo и расспросить оргов обо всём. А пока расскажу об Айда Фесте. Двухдневная программа фестиваля впечатляла. Я твёрдо вознамерилась познакомиться если не со всеми, то с большинством приезжих коллективов, ведь шансы увидеть их в своих городах небольшие. В общем, видела не всё, но многое.

Открылся Айда Фест карнавальным шествием, на которое я не попала, но мой коллега Першин написал в своем паблике следующее:

Шествие уличных театров от Арт-квадрата к Гостиному двору, пожалуй, самое яркое событие первого дня. Оно создаёт атмосферу свободы, которая важна для фестиваля. Особенно это чувствуется, когда огромное шествие останавливается у здания  МВД. Всё это задаёт общий настрой фестиваля… И в это я охотно верю, потому что однажды видела такое шествие на фестивале уличных театров в Екатеринбурге Лица улиц, и это был дичайший восторг и счастье.

Итак, Айда Фест, как это было, чистосердечно и без самоцензуры.

В первый день феста мне удалось посмотреть спектакль О! театра кукол Туки-Луки из Перми и Метаморфозы театра Нос и СПб. Туки-Луки заворожили меня своей антуражной атрибутикой и костюмами а-ля дети апокалипсиса, а питерцы впечатлили нетривиальной историей про трёх комаров. Оба спектакля, что называется, держали. Мой внутренний ребенок ликовал, а как ликовали дети, которых было немало среди зрителей, ведь эти ряженые дяди и тёти были для них как сообщни_цы, которых им, наверное, не хватает среди своих взрослых серьезных родных. Они так тянулись к артистам – умилительно! Я радовалась ещё и глядя на этих счастливых детей. В моем детстве такого не было, а, значит, буду добирать сейчас. Ведь по-любому люди становятся чуть светлее, испытывая весь этот ворох восторженных «детских» эмоций. Спасибо, De Bufo, за счастливое детство!

Во второй день субботний в моём арсенале просмотренного было больше спектаклей, но содержательно они оказались не все для меня.

Резиденты и орги уфимский театр в гриме De Bufo представили свой спектакль Фамилия. Сказать честно, я мало что видела у этого коллектива всего две работы (эту + Клюква) и они оказались во многом схожи и не могу сказать, что это моё. Обыгрывание стереотипных сцен и образов (выпивающий мужчина, жена со скалкой, затюканный ребёнок) — мне не кажется удачным ходом с художественной точки зрения. Но посмотрю ещё, вроде как у De Bufo больше 8 спектаклей. Легкие крылья из Альметьевска это тоже театр в гриме, который включил в свое представление цирковые элементы (жонглирование, езду на одноколёсном велосипеде и т.д.) и представил спектакль Однажды в цирке. Цирковая тема продолжилась и у следующего выступающего. Театр имени Которого Нельзя Называть был представлен один артистом, который представил моноспектакль Цирк уехал. Выступающий контактировал со зрителями, в том числе с детьми.

Понятно, что уличный театр – не то место, где можно возмущаться нарушению личных границ. Обрызгать водой или обсыпать конфетти – это самое безобидное, что может с тобой здесь случиться.

Но! Есть культура уличного театра и границы дозволенного. Ну, всяко есть. И я подумала, что когда артист вызывает смех зрителей, проделывая определённые манипуляции с ребёнком: например, отвешивая подзатыльник или засовывая ему шар между ног, и тем самым вызвав его смятение это ситуация не очень здоровая. Для ребёнка это может быть считано как сцена публичного осмеивания (унижения?), и может аукнуться на психике. Что думаете? Следующими в моём списке были Театр СоЛу из СПб с Карнавалом в полоску. Артисты и артистки в полосатых одеждах и на ходулях, изображали итальянцев, 50% смеха делала ведущая, которая говорила с иностранным акцентом, прибавляя к словам окончание ямба. Это было весело. Вообще, у уличных театров нет кредита доверия, ты либо каждую секунду подтверждаешь, что ты интересен, держишь внимание, либо теряешь зрителя третьего не дано. Но быть интересным для всех невозможно. А значит делай что должно и будь что будет.

Пару слов про локации, где в течение двух дней шли спектакли и перфомансы.

Площадки перед Гостиным двором и в Арт-Квадрате были более удобны за счёт ступенек, на которых размещались зрители. Этой возможности не было у фонтана – и в 3-4 слое зрителей видимость была почти нулевой, что раздражало.

Завершал второй день и закрывал Айда Фест уличный театр Пластилиновый дождь из Самары. На их спектакль Обряд мы отправились в Арт-квадрат. Но и подумать не могли, что там возникнет вавилонское столпотворение, знали бы пришли бы раньше. В Арт-квадрате яблоку было негде упасть, а народ всё прибывал и прибывал. Орги  просили сидящих потесниться и ужаться, некоторые смотрели со второго этажа, проникнув за огороженную территорию с табличкой «входа нет». Обряд от самарского театры был завораживающим зрелищем с впечатляющими костюмами.

Ведьмовские танцы, оборотни и лесные чудища на ходулях, горящие костры и всё это под соответствующую музыку и в сгустившихся сумерках.

Но смотреть представление, стоя на носке одной ноги и упираясь рукой в свободный клочок скамейки не самое удобная поза. Так что выдержала я недолго. Но подумав решила, что окунулась в Айда Фест достаточно, и решила себя не мучать. Тем более ночью мне предстояло отвезти парочку артистов в аэропорт. Ведь организаторы фестиваля предварительно бросили клич с вопросом кто чем может помочь, и я вызвалась на трансфер. По пути, пользуясь случаем, расспросила одного из питерцев про его театр и как ему фестиваль. Оказалось, что парень работает в драматическом театре СПб, а летом занимается своим хобби – уличным театром. Также сказал, что это один из масштабных фестов, где ему приходилось выступать, что приём был радушным, и артистов практически носили на руках. Приятно это слышать о своем городе и людях, делающих здесь культурный движ!

Фото: Лирина Бикмаева (1), Гузель Шафикова (2)

Ева Айсын