Анастасия Гайнанова: “Кто не рискует – тот ничего не делает“

Анастасия Гайнанова: “Кто не рискует – тот ничего не делает“

История уличного театра в Уфе не длинная. Началась она в 2012 году с Театра Господина де Ламбера и театра масок Эндорфин (в последние годы коллективы не активные. А четыре года назад возник театр в гриме De Bufo, который, кроме бурной театральной деятельности дома и участия в многочисленных российских фестивалях, недавно организовал в Уфе масштабный фестиваль уличных театров Айда Фест. Впечатлённая этим событием (статья об Айда Фесте здесь) я решила по горячим следам фестиваля сделать интервью с одним из его организаторов – директором театра в гриме De Bufo Анастасией Гайнановой.

Отгремел фестиваль уличных театров Айда Фест, и по-моему впечатлению и отзывам горожан в соцсетях – он удался. А что вы думаете по этому поводу, и какие эмоции сейчас испытываете?

Я только сейчас как будто бы начала приходить в себя, по истечение трех дней как фестиваль закончился. Я вижу этот отклик о фестивале в сосцсетях, и тоже считаю, что фестиваль удался. Меня до сих пор не покидает ощущение, когда я читаю про этот фестиваль, что пишут не про наш, а какой-то другой. Немного нереальные ощущения.

Фестиваль уличных театров проходит в Уфе не первый раз, тут можно вспомнить Арт-Планету“, в которой участвовали и De Bufo. Но Арт-Планета проходит в помещении, и один день, так что можно сказать, фестиваль такого масштаба, как Айда Фест, прошёл в Уфе впервые. Как возникла идея создания Айда Феста? И не страшно были ли замахиваться на такой масштаб?

Это вера, которая в нас присутствовала изначально, мы очень верили в то, что фестиваль будет, и получится – и это ни в коем случае не понты, а просто очень хотели. Мы неоднократно участвовали в Арт-планете – не хочу обижать оргов, они молодцы, делают всё, что могут и с тем, что у них есть. Но несмотря на то, что в Уфе есть фестиваль Арт-планета, нам хотелось сделать уличный трушный фест. Мы очень много ездили, смотрели какой формат нам подходит, а какой не подходит – проект этого фестиваля возник у нас благодаря опыту поездок. Мы знали, на какие каноны опираться, и было, конечно же, страшно замахиваться на такой масштаб, но мы именно хотели сделать масштабную не однодневную, историю.

Было ли какое-то содействие со стороны государственных или муниципальных учреждений города? Вы обращались к ним с таким запросом? Или рассчитывали только на свои силы?

Нам помогли Правительство Республики Башкортостан и Администрация Уфы. Мы рассчитывали только на свои силы, но и к ним обратились. И с 18 или 23 раза нам ответили хотя бы не категорическое нет. После этого луча надежды, случилось то, что случилось – нас финансово поддержало Правительство республики.

По какому принципу вы приглашали на фестиваль выступающих, и есть ли у них какие-то райдеры?

Мы приглашали на фестиваль те коллективы, чьи спектакли мы знали и видели. Так как мы не знали, каким получится наш фестиваль, не знали, будет ли это разовый опыт или мы сделаем его ежегодным, мы постарались собрать максимально разножанровые работы: и спектакли на ходулях, и драматические сольные, и трюковые, и  кукольные. Так, чтобы в рамках нашего бюджета сделать максимально разнообразную программу. Коллективы, которые мы привезли, напрямую зависят от бюджета. Да, у них были райдеры, чтобы им обеспечить комфортное пребывание у нас и проведение спектакля. И райдеры были разные. Если у Никиты Каракуца в нём значился торт (артист использовал его на выступлении в качестве реквизита, – прим. ред), то у Пластилинового дождя – это световая  аппаратура как из хоршего ДК.

Глядя на то, как два дня фестиваля работали три площадки практически бесперебойно в параллельном режиме, создается впечатление, что в организации Айда Феста было задействовано множество людей. Сколько человек делали Айда Фест? И сколько участвовало в качестве волонтер_ок, откликнувшись на ваш призыв «сделаем фестиваль вместе»?

Это делал коллектив нашего театра и его друзья. 11 человек из театра, плюс ещё двое наших очень хороших друга. Надеюсь, они теперь останутся с нами навсегда. Айда Фест делало 13 человек, и также волонтёры, кураторы площадок, звукооператоры, ведущие – это все ребята, которые откликнулись на призыв «сделаем фестиваль вместе» и заполнили анкету в Интернете – их было человек 30.

В одном интервью на UTV  звучало, что называть артистов De Bufo клоунами – неправильно, что это мимы. Так ли это или что-то изменилось? Или лучше называть артистами»?

Мимы или клоуны – это вообще не важно. Мы все – артисты. Работаем в жанрах клоунады, пантомимы, буффонады, драматического театра. Артисты – это клоуны по жизни, наверное.

С какими трудностями столкнулись при организации фестиваля?

С трудностями менталитетов разных структур. Например, артистам нужно одно, инженерам, которые будут на это площадке, второе, а хозяевам этой площадки или города – третье. Это был долгий путь к взаимопониманию. Хотя были те, кто поддерживал мероприятие, не прося ничего взамен, и это очень круто. Про другие проблемы мне сказать трудно, потому что всё делалось сообща, и все трудности делились на всех. И теперь я понимаю, что я очарована командой, с которой я работаю. Я не ожидала от ребят такой крутой работы. Они раскрылись для меня как команда, способная сделать что-то не только на сцене, но и за её пределами – это дорогого стоит. Поэтому о каких-то других трудностях сказать не могу. Понятно, что трудно разрисовать тумбу, когда на улице льёт дождь…но это не зависящая от нас ситуация.

Что, по-вашему, мотивирует театры больших городов, типа Санкт-Петербурга, приезжать за свой счет в Уфу на фестиваль?

Скажу честно, не все театры приезжали не за свой счёт. Благодаря финансовой поддержке республики, мы смогли привезти некоторые коллективы, но были те, кто приехал за свой счёт, и на данный момент их мотивирует дружба с нами. Мы много ездим, показываем, что мы делаем, и это находит отклик в коллективах других городов, и отсюда зарождается творческая дружба. Когда мы их позвали на Айда Фест, то получили почти ото всех стопроцентное согласие. Некоторые театры приехали с одним спектаклем, но не потому, что они такие недосягаемые, а потому, что у них плотный график в уже открывшемся сезоне не уличных театров, но они нашли время, чтобы приехать, и не остаться в стороне от Айда Феста.

Что значит сезоне не уличных театров?

У многих театров есть площадной сезон, когда они работают на улице, а осенью переходят в помещения. То есть у таких театров, как De Bufo, сезон не закрывается никогда.

Считаете Уфу провинцией? И почему?

Да, но в хорошем смысле этого слова. В плане искренности, душевности. Провинциальное радушие, провинциальная душевность. А что касается инфраструктуры и прочего, то я не делю города на провинцию и не провинцию. В каждом городе есть та часть, которой он силён, а которой – нет.

Было ли на Айда Фесте что-то такое в организационном плане, что вы подумали: Всё, надо это запомнить и больше так не делать?

Были какие-то моменты, это касалось питания обслуживающего персонала, тех, кто был на площадке постоянно, а мы так бегали, что люди оставались голодными. Решили, что в следующем году надо назначить ответственного за питание обслуживающих людей, чтобы  таких проблем не было.

В интервью на Радио России Уфа прозвучало, что девиз Айда Феста Кто не рискует –  тот ничего не делает. Какие риски вы предполагали?

Риски – это погода, что артистам не понравится, зрителям не понравится, или зритель не придёт, или резко всё свернут – перед фестом власти нам сказали, что если кто-то нарушит день тишины (на следующий день прошли выборы Главы республики – прим. ред.), то фестиваль свернут.

Имеется в виду, что слово Айда использовалось на предвыборных плакатах и власти боялись политизации мероприятия?

Да. И были вопросы по поводу названия мероприятия. Оно было придумано ещё в апреле-мае, после мы уехали на месяц, а когда приехали, то увидели предвыборные плакаты со словом Айда на выборы и офигели. Потому что у нас в названии был каламбур Айда и Ай да – и в некотором смысле вот это тоже было риском. Название нашего фестиваля не имело отношения к предвыборной компании. Уличный театр отличается свободой и независимостью.

Сейчас подумала, что финальный спектакль Айда Феста хорошо бы смотрелся в амфитеатре на Конгресс-холле: вавилонское столпотворение людей туда бы поместилось и удобно разместилось. Но вы явно не ожидали ТАКОГО количества людей в Арт-Квадрате… Но есть и хорошая новость: уличный театр в Уфе имеет большой спрос.

Да, когда народ шёл нескончаемой толпой, когда начался спектакль, я стояла в оцеплении внутри круга, чтобы зрители не попали под ноги ходулистов, и не раз тогда ловила себя на мысли, что всё это можно было бы сделать в амфитеатре на Телецентре.

Есть вероятность, что Айда Фест станет ежегодным событием в Уфе?

Такая вероятность очень велика. Я буду пробивать эту тему, и думаю, не только я, но и все ребята, работавшие на фестивале. Основываясь на этом опыте, мы уже придумали несколько интересных ходов, которые хотим использовать на следующем фесте, поняли, спектаклей какого формата нам не хватало в это раз, и планируем привезти их в следующем году.

Слышала, что у вас готовится новый нетипичный спектакль на основе биографии известного артиста клоунады? Когда нам его ждать?

Да, это правда, премьера должна быть в конце ноября, либо в начале декабря этого года. Всё зависит от технических возможностей площадки, которая нужна для этого спектакля. Как только мы такую найдем – обозначим дату премьеры.

Классно! Спасибо за беседу и удачи!

Фото: из личного архива Анастасии (1,2), из группа Айда Фест, фотограф Светлана Гилёва (3).

Ева Крестовиц