Неформальная конференция DobroPlace

Вчера побывала на мероприятии Арт пространства Dobro, оно же – DobroPlace, организаторами которого являются супруги Кайбышевы – Расима и Олег. Ивент проходил в пространстве “Чердак“, ставшим известным мне после лекции Виктории Валиковой.

Суть мероприятия, которое сами орги называют конференцией, заключается в том, что люди, которые создают, внедряют или увлекаются чем-то интересным, приходят на ивенты DobroPlace и рассказывают о своей работе и увлечениях. По словам Расимы, эта конференция – четвёртая по счёту, и первая, которая проходит вне её квартиры. Организаторка выразила сожаление, что в публичном пространстве не получается добиться неформальной обстановки, какая обычно бывает на встречах в формате квартирника.

Мероприятие открыл Олег Кайбышев, один из оргов, известный также как художник стритарта, автор масштабных изображений на многоэтажках в Сипайлово (портреты Гагарина, маршала Жукова, Мусы Гареева и др.). Олег говорил об ответственности художника, что творчество должно быть позитивным, не угнетать зрителей, и о том, как он пришёл к этой мысли. Я тут от ужаса чуть не упала со стула и возразила, что мир многообразен, и художник, отражающий эту жизнь в своих работах, не имеет морального права отражать её однобоко. На что Олег согласился и уточнил, что он имел в виду, скорее отношение автора к освещаемой им теме. Узнать подробнее точку зрения Олега не вышло, Расима прервала нас, напомнив, что выступающих много, а время ограничено тремя часами, и лучше будем задавать вопросы когда все выступят. Это показалось мне странным, ведь потом выступления первых ораторов могло частично забыться. Ну ок – подумала я и решила делать заметки на этот случай.

Вторая выступающая – Надежда Гайнетдинова рассказала о своём опыте организации культурного досуга в многоквартивном доме. Молодая девушка состоит в совете своего дома и активно участвует в его благоустройстве. Ищет спонсоров, общается с депутатами по поводу рационального использования территорий и практически одна организовывает праздник “День соседа“ в своём районе. Мне было интересно, является ли всё это – основной работой девушки, или это её хобби, и почему “День соседа“, а не “День соседа и соседки“, женщин туда не пригласят? Но спросить не получилось: девушка ушла раньше, чем закончились все выступающие.

Следующим был мужчина по имени Рустик Файзуллин, который занимается аэрографией автомобилей и мотоциклов. Рустик рассказал об особенностях этого вида нанесения краски и показал презентацию с видами аэрографии. Следом за ним Михаил Миловидов поведал о своём интернет-радио “Кристина“, которое создал у себя дома, и о своих планах по развитию этого проекта. Юлия Вылегжанина – основательница Творческого объединения “Поколение“ хочет объединять людей, занимающихся творчеством: поэтов, художников, фотографов Уфы, и её ТО является в этом деле посредником по организации их показов и выступлений, то есть берёт на себя функции маркетолога и борется с разобщённостью активной молодёжи.

Внезапно выступления участников были разбавлены незапланированной музыкальной паузой. Знакомые оргов, музыканты Вероника Муртазина и Илья Тавлияров не так поняли концепцию ивента и пришли, чтобы спеть под гитару. И так как никто не был против, то ребята выступили. Я поняла, что давно не слышала песни под гитару вживую: года 3-4, не меньше. В конце был ещё один музыкант – баянист, имя которого я не запомнила. Но здесь конференция стала напоминать смотр народной самодеятельности. Беременной Расиме от громкой музыки стало дурно, так что песню “Девушки из высшего общества“ мы не смогли дослушать до конца. Мужчина, уходя, успел сообщить, что занимается организациями праздников, извинился и убежал.

Следующая участница – Елена Резяпова выступила с темой “Здоровьесберегающие методики для детей“. Женщина рассказала, что в школе дети ухудшают своё здоровье: у них возникают проблемы с позвоночником, портится зрение… По словам Елены, здоровьесберегающие методики и технологии направлены на сохранение психического и физического здоровья детей путём внедрения их в школы. Ораторка начала своё выступление с интерактива: задала нам вопрос, у кого есть дети. Руку подняла только одна женщина из 10, потом был вопрос: кто планирует детей в ближайшие 5 лет, но никто руку не поднял, что ораторку, кажется, немного смутило. В итоге Елена резюмировала, что мы все мы к этому придём. Вариант осознанного нежелания рожать детей  выступающая почему-то совершенно не рассматривала. Елена принесла конторку, которую можно использовать в школах вместо стандартных парт, чтобы детям не приходилось постоянно сидеть во время занятий. Конторка позволяет работать за ней стоя.

Тут я поняла, что эта штука мне очень нужна, потому что компьютерного стола у меня нет, и сидеть с ноутом на диване неудобно: через минут 20 начинают затекать ноги. Так что идею работать таким образом я быстро применила в жизнь. И этот текст пишу стоя у подоконника. Хе-хе.

Елена упомянула также про коврики для выправления плоскостопия, и тут во мне проснулся скептик и я вспомнила про принцип доказательной медицины согласно которой целесообразными являются только те методики, которые имеют доказанный положительный эффект на организм. Хотела спросить про это, но впередисидящий парень опередил меня, на что выступающая ответила, что никаких исследований на эту тему нет, потому что никто не берётся за них. Потом Елена меня просто огорошила, когда показывая способ снятия усталости с глаз, предложила закрыть ладонями и вспомнить что есть хорошее в твоей жизни. И каждый раз упоминание слова “психосоматика“ меня смущало тем, что всё это ненаучно и вызывает во мне большой скепсис.

Но в целом выступление для меня оказалось полезным, как видите. Хотя вы же не видите, что я пишу это стоя.

Рустам Имамов, режиссёр театра, актёр, рассказал про свои попытки создания альтернативных видов искусств в Уфе, а именно про свою историю неудачного взаимодействия с худруком Молодёжного театра, про то, что всё новое и необычное не находит интерес и поддержку, а находит в основном непонимание и преграды. Я подумала, что ситуацию с альтернативными видами искусств в нашем городе можно было бы описать здесь так же, как лаконично сделал это художник Айдар Бикчентаев. Белый лист помните? Но не всё так плачевно, конечно, Рустам принёс видео с записями своих проектов, и что-то из показанного мне довелось видеть вживую во время прошлогодней Ночи музеев. То есть зритель есть, но сделать что-то масштабное при поддержке гостеатра пока у Рустама не получается.

Также было сказано о лейблеShymtau Records“, который Имамов создал на двоих с уфимским музыкантом электронной музыки Omega9.

Ханна Козлова рассказала про свой проект “Завет мира“, который только зарождается. Девушка провозглашает милосердие как стиль жизни, и планирует организовать помощь людям, попавшим в трудные жизненные ситуации: без определенного места жительства, погорельцам, обманутым, малоимущим женщинам и женщинам с маленькими детьми. Ханна – уфимская художница, также планирует устраивать благотворительные аукционы, и подключать к своему проекту творческих друзей и знакомых. Сейчас Ханна ищёт волонтёров и тех, кто хотел бы стать частью её команды. Нам мой вопрос, имеет ли её проект религиозную направленность, девушка ответила, что она – христианка, но свой проект позиционирует как светский.

Поскольку Ханна отдельно указывает пункт “помощь женщинам, попавших в тяжелую ситуацию“, я не могла не спросить про её отношение к закону о запрете абортов, о котором так мечтают все пролайферы. Ответ Ханны был важен для меня, поскольку я состою в её группе и хотела бы поддержать её благое начинание.

Не успела девушка что-то сказать, как в зале послышался мужской (!) голос, мол, положительно, и я мысленно сделала facepalm. Ханна ответила корректно, что она, конечно, против абортов (и здесь мы сходимся во мнении), но про закон о запрете этой процедуры девушка затруднилась что-то сказать, и добавила, что пока не думала об этом. После я подошла к Ханне пообщаться и пропустила часть выступления Регины Азановой на тему “Мама-волонтер. Опыт и ценность волонтерства, несмотря на сложности“. Как я поняла, у женщина волонтерство – семейное хобби, в этом деле принимает участие вся её семья: муж и двое маленьких детей. По словам Регины ею движет желание активного образа жизни и принцип добрых дел. Завершил мероприятие рассказ студента УГНТУ Азамата Гали о республиканском литературном форуме в Уфе. Азамат пишет стихи, участвует в работе студенческого театра “Ст.Арт“ и хочет собрать в одном месте всю пишущую молодёжь республики, а также пригласить известных педагогов и писателей для ведения лекций. По словам Азамата на реализацию этой идеи получен грант, и форум пройдёт в этом апреле. Ещё с одним участником из Симферополя орги хотели связаться через скайп, но возникла долгая заминка, что мне стало невмоготу ждать и я раскланялась.

Резюмируя: задумка неформальных конференций Dobro интересна и полезна, но организация оставляет желать лучшего.

К организаторам у меня есть ряд вопросов: почему намеченное на 17.00 мероприятие началось в 17.30? Я понимаю, что у нас мало что-то начинается вовремя, но это ещё не повод не уважать время пришедших, которые вынуждены по полчаса ожидать начала. Во-вторых, не было четкой концепции: когда можно задавать вопросы – после выступления участника, или после выступления всех участников? Почему не все пришедшие поняли, что можно делать в рамках конференции, а что нежелательно? В третьих, Расима торопила выступающих, которые превышали 10 минутный регламент, и я решила, что после истечения запланированных трёх часов нас попросят освободить зал, но когда в 20.30 мы еще были там, подумала, что торопить и обрывать говорящих может и не стоило. Вероятно, можно было бы поинтересоваться у держателей места заранее, есть ли необходимость уходить ровно в 8 часов? Или, например, такая ситуация, когда орги настраивают видео следующего участника в то время как нынешний выступающий при этом остаётся в полной темноте, потому что никто из оргов, увлечённых своим делом, этого не видит. (Ок. Сходила и включила свет). Или когда банально некому переключать слайды, и оратор вынужден ходить к ноутбуку, исчезая из зоны видимости слушателей. Все эти не проработанные моменты заметно портили впечатление от мероприятия. Так что желаю организаторам не упускать их из виду в будущем.

Фото: Расима Кайбышева.