Поход на Инзерские зубчатки

Инзерские зубчатки природная достопримечательность Башкирии, горный массив, расположенный в Белорецком районе между реками Большой Инзер и Тирлян. Их высота достигает 1160 метров.

Информация, что туда потребуется заброска, немного огорчила нашу маленькую компанию интроверток.В этом плане мы избалованы: для нас идеальный поход это когда мы самостоятельно добираемся до места назначения: находим начало маршрута, проходим путь до вершины по меткам и так же возвращаемся.

Ни от кого не зависим и никого рядом не терпим, что главное. На природе мы хотим быть одни, вдали от громких разговоров, криков и музыки, звучащей из телефонов. А заброска означает, что нам придётся сесть в спецтранспорт, который довезёт нас поближе к месту назначения, и рядом будут другие люди разной степени шумности. Ко всему прочему оказалось, что у нас будут проводники, то есть на самостоятельный поход это не тянет, а выглядит как групповой поход выходного дня. К тому же необходимость заброски говорит о том, что отрезок пути до места либо слишком долгий, и за один день туда-обратно не успеть, если не хочешь ночевать в палатке среди тайги, либо дорога настолько плохая, что идти по грязи 1-2 десятка километров удовольствие небольшое. То есть в этом случае заброска меньшее из зол. В общем, немного подумав, мы решили, что хотим увидеть Инзерские зубчатки, и стоически приготовились вынести тесное общество незнакомых людей.

Предварительно договорившись к организаторами, мы приехали в посёлок Тирлянский Белорецкого района утром в субботу.

Оставив машину в посёлке, сели на борт Газ-66 и тронулись в путь. И этот участок пути оказался самым трудным. Представьте в хлам убитую лесную дорогу, где ездят в основном гусеничные лесовозы: наша машина, медленно переваливаясь, преодолевала поваленные деревья, глубокие рытвины и ямы, полные грязи и жидкой глины.  Шоферу часто приходилось останавливаться и тщательно выбирать фарватер, чтобы не завязнуть в грязевой трясине. Иногда машина так кренилась от его кульбитов, что мне казалось, что сейчас она завалится на бок. Трясло нас нещадно. Те, кто не держался за поручни, мог легко заработать сотрясение мозга. Пару раз проезжали вброд речку. По пути видели не один покрытый грязью внедорожник, который либо застрял, либо его водитель стоит, думая как быть дальше. В итоге 20 километров пути мы преодолели за два часа. Наконец нас выгрузили, и дальше мы пошли пешком: до зубчаток оставалось 3 км.

Инзерские зубчатки это скальный массив в виде зубьев. Так называемые скалы выветривания: результат многовековой работы осадков и климатических условий.

Камни постепенно разрушаются под действием дождя, снега, их куски частично выпадают из монолита, и то, что осталось мы  видим сейчас. Протяжённость инзерских зубчаток около 8 километров. Для туристов доступна небольшая часть скал. Взобравшись на них, можно увидеть вдали очертания Большого Иремеля, горы Ямантау и хребта Кумардак, и участок тайга под названием Медвижий угол, который раскинулся между ними. Нам всё это показал и рассказал Денис. Вместе с супругой Оксаной они были проводниками в нашей группе. Очень приятные люди.

Не игнорировали они и вопросы безопасности. На подступах к скалам напомнили о правилах поведения на вершине.

Башкирские природные достопримечательности не обходятся без легенд. У башкир Ямантау издавна считалась плохой горой, Иремель хорошей священной, а  инзерские зубчатки между ними как ворота, отделяющие добро от зла. На камнях нашли чей-то металлический кулон с оттиском надписи Инзерские зубчатки граница добра и зла.

Самая впечатляющая часть хребта так называемый скальный цирк.

Место, где скалы причудливых форм высотой до 35 метров раскинулись по кругу, а площадка в их центре как арена в цирке. Там мы сделали привал, а потом поднялись на несколько вершин. На обратном пути проводники повели нас по другой дороге, которая показалась мне более длинной. С одной стороны, будучи в группе, не нужно искать метки и беспокоиться о правильности маршрута, с другой нам всё время хотелось остаться одним в тишине.

Меня время от времени вводил в когнитивный диссонанс чей-то едко-сладкий парфюм (зачееем?), перебивающий естественные ароматы леса.

За этот дискомфорт мы были впоследствии вознаграждены: в кемпинге Лес чудес близ Тирляна, где мы разбили на ночь палатки, из постояльцев оказались только мы одни. Поскольку место новое строящееся, ещё не популярное. Сотрудники кемпинга вели себя с нами подчёркнуто любезно, сами принесли воду из родника, когда стемнело. Правда, утром начали строительные работы рано, так что у некоторых из нас, чутко спящих, поспать подольше не получилось. Во всём остальном поездка была удачной! На инзерские зубчатки хотелось бы ещё вернуться.