Блеск и нищета содержанок

Блеск и нищета содержанок

Возможно, меня бы не заинтересовал сериал с названием “Содержанки“, если бы в качестве режиссёра и сценариста в нём не значилось имя известного театрального режиссёра Константина Богомолова. Влекомая любопытством я включила “Содержанок“, и не заметила как два сезона посмотрела залпом. Здесь прекрасно всё – и форма и содержание – хорошо написанный сценарий с детальной прорисовкой героев и героинь, детективная линия с расследованиями и интригами, хорошие актёры и актрисы, которые создали объёмных персонажей и персонажек, делающих весь сериал выпуклым, ко всему прочему, он очень лёгкий и стильно сделанный, так что по качеству реализации я могу его поставить рядом с шедевром этого лета – “Чиками“. Но если сериал Эдуарда Оганесяна показывает жизнь женщин из глубинки, то “Содержанки“, как уже понятно по названию и постеру, это про жизнь той разновидности женщин, которые на самом быстром “социальном лифте“ добрались до хорошей жизни и теперь являются живыми аксессуарами в гардеробе богатых и властных мужчин.

На первый взгляд в “Содержанках“ нет какого-то одного главного героя или героини, но ключевой персонажкой здесь можно назвать Елену Широкову в исполнении Дарьи Мороз. Её путь в селебрити отличается от остальных – она пришла сюда по любви, встретив харизматичного мачо Глеба Ольховского (Владимир Мишуков), и ради него бросив работу следовательницы уголовного розыска.

“В детстве меня всегда бесило, что с драконами в сказках сражаются только принцы“, – отвечает она на вопрос о своей “неженской профессии. Из чего можно предложить, что став содержанкой, Елена этим тяготится, в отличие от большинства своих товарок, которые “рады, что больше не надо впахивать“. Будучи талантливой следовательницей, она не может отстраниться от убийств, связанных с её возлюбленным, что вызывает негодование последнего. Ведь жёны и любовницы сильных мира сего должны быть красивыми, покладистыми, и находиться у ног своих мужчин, а не тяготеть к самостоятельности и агентивности. Этот конфликт закладывает в героиню Дарьи Мороз кризисный потенциал: той, что всю жизнь хотела рулить сама, приходится быть лишь красивым телом. И этот конфликт, вызывающий любопытство – одна из зацепок, из-за которой мне хотелось досмотреть сериал до конца. Одна, но не единственная. Ещё одна персонажка сериала, не вписывающая в плеяду истинных содержанок – детективка и интриганка Ольга Крутова (Александра Ребенок): “Я не хочу замуж. Я нашла своё призвание, это круче“, – говорит она, фотографируя в своей студии полуобнажённых женщин. В Содержанках не обошлось без квирбейтинга: именно эту персонажку создатели наделили намёком на гомо\бисексуальность, и я орала, когда Ольга, ко всему прочему, появилась в кадре в бдсм-наряде – классический факап “как нас видят цисгетеро-люди“ (есть там ещё один манерный негетеросексульный творец, и не клишейным его показать, конечно же, нельзя было!)

У Ольги и Елены схожий род деятельности, они обе умны и талантливы, но, образно говоря, находятся по разные стороны баррикад. За два сезона их сюжетные линии ни разу не пересекаются, из чего можно предположить, что их встреча случится в третьем сезоне.

В “Содержанках“ сценаристы жонглируют мужскими типажами: Ольховский – человек нового образца – подтянутый, харизматичный,  не лишенный некоторой метросексуальности (“Максим, вы такой наивный, это даже обаятельно“). Его образ хорошо подчёркнут минималистичными интерьерами его дома и офиса.(Мишуков снялся недавно в документакле Красильниковой “Хватит!“, и меня слегка диссонировало, что там он профеминист, а тут – токсичный мачо). Госчиновник Долгачёв – нувориш, дорвавшийся до денег и заваливший себя элементами роскоши. Несмотря на средний возраст, он выглядит объевшимся – на госхарчах-то. У Александра Збруева получился прекрасный патриарх семейства, который хоть и отошёл от дел, но все ниточки держит в своих руках. Игорь Гордин воплотился в коррумпированного начальника полиции, который лишь марионетка в руках властьимеющих.

Социальный лифт, предполагающий обмен тела на деньги, работает не только с молодыми женщинами, герой Александра Кузнецова использует те же способы, чтобы добраться до актёрской славы.

Кроме того, в “Содержанках“ было приятно было увидеть актёров Гоголь-центра, знакомых по спектаклю Виноградова и фильму Серебренникова. Сам режиссёр тоже засветился в своём детище в роли одного из сотрудников полиции. Вообще, всю дорогу я не могла отвязаться от мысли, что сценаристы заложили в этот сериал тонкий завуалированным стёб некоторых сторон этого мира успешных и блестящих. Как если бы Богомолов, попав когда-то в мир столичного селебрити, посмотрел, огляделся, прих@ел от всех этих хитросплетений, интриг и клубков “кто чей любовник/любовница“, поржал в кулачок и решил выразить свой ах@й в своём сериале. Чего только стоит уморительная сцена “похорон с красными розами“ и фраза про извращенцев, которая периодически звучит из уст то самих обитателей Олимпа, то людей, заглянувших в него. Я буду ждать третий сезон, а вы как хотите.

Ева Айсын